Роман БОЧКАЛА, «ВТ»
23 сентября в Украине отмечается День
машиностроителя. Через два года свое столетие отметит один из старожилов этой
отрасли в Крыму – Открытое Акционерное Общество «Джанкойский машиностроительный
завод». За долгие годы существования машзавод повидал всякое…
А ПОМЕЩИК ВЫБРАЛ ДЖАНКОЙ
В 1909
году помещик Ваграшак Харасанов продал свои земли в Курмане (ныне
Красногвардейск), решив взяться за новое дело. Европа стремительно шла курсом
индустриализации, а Российская Империя приближалась к своему расцвету (в 1913
году уровень промышленного развития достиг рекордной отметки). Харасанов
задумал построить чугунолитейный завод. И построил. Местом для своего детища
помещик выбрал Джанкой, ведь именно здесь пересекаются железнодорожные ветки
симферопольского и керченского направлений. Чутье не подвело Харасанова:
косарки и конные молотилки пользовались спросом, а еще на заводе ремонтировали
мельничное оборудование. Через год после основания предприятие уже имело пять
цехов и обеспечивало работой 180 человек.
КОМУ ВОЙНА, КОМУ МОШНА
Удачным
событием для завода стало начало Первой Мировой войны. Машзавод получил
выгодный заказ на изготовление военных бричек для царской армии. Параллельно ремонтировали
плуги, сеялки, молотилки и прочий сельхозинвентарь. Но как война дала толчок
для развития завода, так она же привела и к смене его собственника. К власти
пришли большевики. Это сейчас Харасанов был бы уважаемым человеком –
предпринимателем, работодателем… А тогда его быстро записали в кулаки – и
дальнейшая судьба Ваграшака Сергеевича не известна.
БОЛЕЕ 20 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ США…
В 1917 году Джанкойский машзавод
переименовали в завод им. Владимира Ильича. Но ладу коммунисты заводу не дали. Во
времена НЭПа завод передали в концессию на 10 лет американской корпорации
«Агро-Джойнт», представлявшей собой союз помощи евреям всего мира, пострадавшим
от погромов. О том, были ли таковые в Джанкое, история умалчивает, но то, что
«Агро-Джойнт» в период с 1921 по 1932 годы затратил на различные программы в
СССР более 20 миллионов долларов, – факт.
…ПЛЮС ВТОРОЕ МЕСТО В СОЦСОРЕВНОВАНИИ
В 1935-ом
джанкойский машзавод национализировали, переименовав в «Ремзавод». Предприятие
стало заниматься только ремонтом сельхозоборудования, количество работников
сократилось. В 38-м машзавод получил название «Автотракторный ремонтный завод».
А в 39-м занял второе место в социалистическом соревновании СССР. А потом началась Великая Отечественная война…
20 сентября 1941 года было принято решение об эвакуации, так как линия фронта
приближалась к Крыму.
«ОСТАЛИСЬ ОДНИ СТЕНЫ…»
11
апреля 1944 года Джанкой освободили от немецко-фашистских захватчиков, вскоре
завод вернули на прежнее место, от которого осталось… пустое место. В
Государственном архиве АРК хранятся акты инвентаризации, датированные 1 мая
1944 года. В них есть такая запись: «…здания уничтожены пожаром, остались одни
стены бывшего механического, литейного, сборочного цехов. Остатки
сохранившегося сырья непригодны в производстве, были в огне».
Но уже
в июле 44-го завод приступил к работе, предприятие стало называться «Джанкойская машиностроительная мастерская». К
концу года завод вышел на отметку 300 тонн литья в год. В январе 1949-го
мастерские реорганизовали в ремонтный завод, и только в 1959-м предприятие
получило свое нынешнее имя – Джанкойский машиностроительный завод. Сельскохозяйственные
машины стали не просто ремонтировать, но и производить. В 1962-м освоили выпуск
тракторных прицепов, а к 1970 году их было выпущено 244621!
Расцвет
завода приходится на 70-е-80-е годы. Численность работников достигла 2,5 тысяч
человек. Предприятие обеспечивало работой чуть ли не каждую вторую семью
Джанкоя. В месяц выпускали продукции на 3 млн. рублей! В 1984-м заводчане
торжественно отмечали 75-летие своего предприятия. К этому времени на ДМЗ
работало 3 тысячи человек, а продукции выпускалось на 59 млн. рублей в год. У
завода были свои здравницы, детские сады, общежития, многоквартирные дома.
УПАДОК
Рассыпался
СССР – посыпался и завод. Официальная причина – потеря рынков сбыта. Продавали
прицепы в Монголию, Болгарию, Афганистан, Бангладеш, на Кубу – словом, в страны
соцлагеря, а его, в смысле лагеря, раз – и не стало… Но едва ли этим можно
объяснить развал цехов и пропажу дорогостоящего оборудования. Завод просто разворовали, уверен второй секретарь
Джанкойского райкома СПУ Александр Данилюк. К примеру, от литейного цеха
остались руины. Официально цех рухнул из-за ошибки проектировщиков… А базу
отдыха «Орленок» на Азовском море продали за «смешные» 140 тысяч гривен. Хотя
одна земля под базой, по подсчетам нового руководства завода, тянет на 20 млн. гривен.
Печальный список можно продолжить…
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ?
Надежда
на светлое будущее есть. Этим летом основной акционер завода – Фонд
государственного имущества Украины пошел на решительный шаг, сменив
председателя правления завода. Возглавил предприятие социалист Геннадий Беляев,
уже руководивший заводом до 1999 года. Сегодня разработан и утвержден план
вывода завода из кризиса.
Это не второе пришествие и не
попытка вступить в ту же воду, а желание спасти предприятие от гибели, уверяет Геннадий
Анатольевич…
- Это праздник духа. Я собрал людей, которых отсюда по-бандитски
изгоняли, специалистов своего дела, талантливых организаторов. Мы пришли
работать. Мы это умеем, лишь бы не мешали всякими домыслами и сплетнями. Для
вывода завода из комы необходимо минимум полгода. Только потом можно будет
говорить о чем-то конкретном. Но уже сейчас могу сказать, что упор будем делать
на прицепы. На сегодня ДМЗ может производить до 50-ти прицепов в месяц. Этого
достаточно, чтобы покрывать текущие затраты. Но на данный момент имеем реально
до 25-ти заказов. Нужно выходить на новые рынки. И мы это обязательно сделаем в
ближайшие месяцы.
|