Алексей ЕРМОЛИН, «ВТ»
Дорогая, ты слышишь, как шумит ветер? Неужели ты не понимаешь, Что твоя лестница опирается на шепот ветра? И, когда мы идем по дороге, наши маленькие души отбрасывают длинные тени. Группа «Лэд Зеппелин», IV альбом, «Лестница в небо»
Говорят, что архитектура – застывшая в камне музыка, а любовь – песня души, разлившаяся в небесах. Но можно ли излить душу в камне? Как выяснилось, в Крыму немало архитектурных объектов, в названьях которых отразилась любовь. Архитектор-реставратор, начальник отдела охраны памятников исполкома Симферопольского горсовета Ольга Сергеева поделилась со спецкором «ВТ» секретами крымской архитектуры.
Всемирно известный «Фонтан слез» в Бахчисарае – память о трагической и в то же время романтической истории любви, олицетворение слез хана Крым-Гирея, оплакивавшего свою любимую. Фонтан, или «Сельсебийль» (райский источник, дающий воду душам погибших за ислам), был создан в 1764 году мастером Омером. Из чаши в чашу каплями переливается вода. «Когда находишься у фонтана, невольно задумываешься о вечности любви и бренности бытия», – говорит О. Сергеева. Точная копия Фонтана слез находится в Воронцовском дворце в Алупке. Кого мог оплакивать граф Воронцов, неведомо, известно, что слыл он большим коллекционером ценностей. Легенда Девичьей башни в Судаке гласит, что молодая девушка не согласилась с решением родителей, отказавшись выйти замуж за нелюбимого человека. Ее заточили в башню, но она в знак верности своей любви бросилась вниз. Не менее удивительный объект – Мостик влюбленных в Приморском парке Севастополя. «Легенда его неизвестна, но могу предположить, что на мостике уходящие в плавание моряки прощались со своими возлюбленными. Может быть, это было и местом встреч», – продолжает наша собеседница. Еще один, к сожалению, утраченный объект – Мостик вздохов находился в Феодосии. Грубо сколоченный деревянный мостик вел от причала к городским купальням, сооруженным после присоединения Крыма к России. Ныне он сохранился разве что на открытках того времени. На одной из них двое молодых людей, облокотившись на перила, смотрят на воду. «В те времена женская мода была консервативна. Платья до пят, до горла все замотано, а если что и обнажено, так это кисть руки. Женщину трудно было рассмотреть», – поясняет О. Сергеева. В городских купальнях у женщин был шанс, подплыв к мостику, продемонстрировать себя кавалерам в купальных костюмах. Именно здесь зарождались курортные романы. На мостике царило оживление. Днем дамы и кавалеры высматривали друг друга, вечером встречались. Мостик поцелуев выходил прямо в море, у него не было ограждения: когда штормило, дама теснее прижималась к кавалеру, оттого, очевидно, мостик и получил свое название. В Симферополе, на улице Воровского, находится Скала Любви, в которой вырублена Лестница Любви. Лестнице примерно 800 лет. Это наиболее короткий путь от старого района Симферополя Ак-Мечети на другой берег реки Салгир. «И первоначально она использовалась как объект стратегического назначения. Это был дозорный пункт. На углу лестницы открывается широкая панорама, можно было видеть, что кому угрожает или сулит», – рассказывает архитектор-реставратор. К слову, симферопольская Лестница Любви похожа на лестницы в урочище Караул-Оба (между Веселым и Новым Светом), служившие стратегическим объектом для таврских воинов. Попасть на эти лестницы можно было, лишь точно зная место входа. Ныне головоломный спуск по вырубкам в скале довольно опасен. От времени ступени затерлись. Есть место с отрицательной кривизной скалы. Чтобы пройти под нависающей скалой, необходимо прижаться к ней, глядя в пропасть. Легенда гласит: кто неверен в любви или супружестве, будет забран ущельем. Лестницу Любви романтизировали и благоустроили в начале 20 века. По легенде, молодой человек в доказательство искренности своих намерений должен вынести даму сердца на руках на самый верх. Ныне, говорит Ольга Сергеева, студенты Национальной Академии природоохранного и курортного строительства на выставке, развернутой в Симферопольском горисполкоме, представили варианты реконструкции Лестницы Любви. Например, пустить параллельно лестнице фуникулер. Вариант с подсветкой ступеней предполагает, что ночью Лестница Любви превращается в светящуюся ленту. Интересен и проект укрытия лестницы в тоннель, с созданием интимных уголков в виде беседок и видовых площадок. «Влюбленные – они как голуби: выбирают совершенно неожиданные места. И общего у подобных архитектурных сооружений то, что они должны быть уединенными и в то же время открывать для обозрения большие панорамы», – подытоживает О. Сергеева. И пусть проекты реконструкции Лестницы Любви пока реализованы лишь на бумаге, главное, что в нашем бурном атомно-космическом 21 веке не утрачены искренние чувства!
|