Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Ситуация [129]
"ВТ" - Персона [34]
Политзаминка [83]
"ВТ" - спецрепортер [40]
Кризис [1]
Лицом к лицу [110]
Грани [20]
На земле и на небе [10]
"ВТ" - спецпроект [10]
Спорт - Ревю [18]


Форма входа


Поиск по каталогу







Вы вошли как Гость

Начало » Статьи » Статьи газеты » "ВТ" - спецрепортер

Замуровали демоны...
Алексей ЕРМОЛИН, «ВТ»

Помните, как в известной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» привезенный из древней Москвы на машине времени инженером Тимофеевым царь Иван Грозный столкнулся с достижением современного научно-технического прогресса – лифтом? «Замуровали, демоны!» – зловеще воскликнул Грозный, оказавшись в замкнутом пространстве кабинки лифта. Как освободился? Осенил крестным знамением дверь, а она возьми и откройся. «Вот что крест животворящий делает!» – произнес царь и был таков. Но на то она и комедия, чтоб шутить. В отличие от киношного инженера Тимофеева, директору ООО «Специализированное ремонтно-строительное предприятие-545» (СРСП) по монтажу, пуску и наладке лифтов (бывший «Крымлифт») Николаю Богданову и главному инженеру Юрию Дюличеву абсолютно не до шуток. На предприятии, что называется, бьют во все колокола. 230 лифтов симферопольских многоэтажек, выработавшие 25-летний эксплуатационный ресурс, могут рухнуть в шахты, выдав пассажирам билет в один конец – в страну под названьем «никуда»…

Статус – катастрофа!

Завораживающее бормотание «демонов» в чиновничьих мантиях – денег на лифты нет по скудости бюджета – предприятие, обслуживающее лифты, не умиротворяет. Лифт – сложнейший механизм, регулируемый многочисленными ГОСТАми. Все здесь измеряется миллиметрами. И не дай Бог отклониться от нормы. Тонкий механизм может неправильно это воспринять – и тогда... Что тогда, одному Богу да технарям ведомо. 230 лифтов могут уйти в свободный полет…
За лифтами ухаживать – это не пирожки на базаре печь. Тем более сейчас, когда на смену прежним советским технологиям приходят напичканные электроникой, словно космические корабли, лифты импортного производства. Для того чтобы подготовить хорошего электромеханика, необходимо примерно 5-7 лет. Если раньше хватало техникума или учебного комбината, то теперь электромеханику без высшего образования просто не обойтись. Юрий Дюличев, работающий на предприятии 32 года, рассказывает, что в западных странах профессия электромеханика по обслуживанию лифтов весьма престижна. Один из бывших работников «Крымлифта», уехавший в Америку, получает, обслуживая эскалаторы, 8 тысяч долларов США в месяц. Основная его работа по ремонту разладившихся агрегатов заключается в замене управляющих компьютерных плат.
«Трагедия, произошедшая в Днепропетровске, где виновными определены представители технических служб, заставила нас, предприятие, обслуживающее лифты ЖЭО Киевского, Железнодорожного районов и ЖСК Симферополя, поставить в известность о катастрофическом положении лифтового парка Симферополя», – сказано в письме «СРСП-545». Документ направлен в Министерство ЖКХ Крыма, Симферопольскую мэрию, исполкомы Железнодорожного и Киевского районов крымской столицы. Список инстанций довольно длинный, долги ЖЭО перед «СРСП-545» не менее длинны. Причем тенденция такова, что они продолжают расти.

«В целях сохранения жизни жильцам…»

230 симферопольских лифтов верой и правдой отслужили своим пассажирам по 25 лет. Необходима их модернизация или капитальный ремонт с последующей экспертизой возможности дальнейшей эксплуатации. Однако на выполнение работ необходима кругленькая сумма – 10 580 гривен. Увы, этих денег нет. «Согласно действующему законодательству, дальнейшая эксплуатация этих лифтов запрещена. Мы вынуждены снять с себя ответственность и остановить с 1 декабря 2007 года эти лифты в целях безопасности и сохранения жизни жильцам», – подчеркивают специалисты. Страшные слова, но, увы, как ни цинично прозвучит, предупрежден – значит, вооружен…
К слову, во времена СССР к вопросам финансирования лифтовой отрасли относились по-иному. «Каждый год проводили планово-предупредительный ремонт. Но после горбачевской перестройки лифты забросили. Они перестали быть нужны всем, кроме, пожалуй, пенсионеров, которым с 9 этажа во двор пешком спускаться да обратно подниматься без лифта сложно», – подытоживает главный инженер. Только замена кнопки вызова лифта обойдется в сумму около 70 гривен, ремонт сгоревшего электромотора – порядка 1000 гривен. К катушкам, проводам и прочим частям так и тянет охотников за цветными металлами.

Деньги одинаковые, чиновники разные?


Большинство лифтов в Симферополе родились вместе с многоэтажками в 70-80 годы 20 века. Самым молодым - примерно полтора года. Но таковых единицы. Немало лифтов в «подростковом», 15-летнем возрасте. А, например, в одном из домов на улице Киевской лифт достиг возраста Иисуса Христа – 33 лет. Сколько денег необходимо для поддержания лифта в нормальном состоянии? По минимуму 420 гривен в месяц. Умножив на 1000 лифтов, получим сумму в более чем 4 миллиона гривен.
Ныне в крымской столице более 1000 лифтов нуждаются в капитальном ремонте. Его не проводили в течение 15 лет из-за отсутствия средств. А вот в самом юморном городе Украины – Одессе на эти цели выделяют ежегодно 12 миллионов гривен. «545-ое» занимается обслуживанием лифтов в Севастополе, Евпатории, Джанкое, Феодосии, Партените и даже за пределами Крыма – в Николаеве. И везде худо-бедно, но средства на поддержание лифтов в рабочем состоянии в местных бюджетах находятся. Но что любопытно: Симферополь – город, Николаев – город, и там, и там есть чиновники, призванные отвечать за коммунальную сферу. Почему же в Николаеве деньги на лифты есть, а в Симферополе – увы, нет? Чиновники ЖКХ не могут их найти, или есть «моменты», в которые стоило сунуть нос правоохранительным органам? «Наверное, дело в отношении к делу», – говорит главный инженер.

«В ближайшие годы физически некому будет обслуживать лифты…»

Собственно ситуация с обслуживанием лифтов связана с несколькими факторами. Во-первых, в Симферополе у лифтовиков отсутствуют прямые договоры с потребителями по расчетам за оказываемые услуги. Таким образом, 7 копеек с квадратного метра, «сидящие» в квартплате, попадают через сберкассу в ЖЭО. ЖЭО не спешат вовремя перечислять средства «545-ому», а значит, отпадает возможность покрывать необходимые затраты на ремонт лифтов. А вот если бы, как это делается в других городах, в сберкассе сумму квартплаты расщепляли с учетом отдельного счета для «СРСП-545», было бы намного легче, констатирует Ю. Дюличев.
«В настоящий момент ЖЭО Киевского района имеет задолженность в сумме 934,9 тыс. гривен, ЖЭО Железнодорожного района – 155, 8 тыс. гривен. Платежи ЖЭО составляют 50% от выполненных работ, задолженность растет с каждым месяцем». Проще говоря, у любого ЖЭО «забот полон рот», и деньги лифтовикам отдают примерно по тому же принципу, по которой во времена СССР финансировали культуру, – по остаточному.
«В этой связи мы лишены возможности приобретать новые запасные части и выплачивать заработную плату. Итогом являются увольнения специалистов с большим стажем работы, и в ближайшие годы физически некем будет обслуживать лифты». Денег едва хватает, чтобы платить зарплату работникам. Сейчас предприятие инициирует перед городскими властями крымской столицы вопрос об увеличении платы с 7 до 12 копеек. Что это даст? Вздохнуть поглубже, чуть расширив возможности для работы, но кардинально ситуацию не изменит.

Вместо эпилога

…На одном из диспетчерских пунктов Симферополя на улице Матэ Залки пульт с многочисленными рядами кнопок. Диспетчер Лидия Ермилова поясняет, что сюда стекаются сигналы SOS: кто в лифте застрял, нажимает кнопку и сообщает о случившемся. Если не удается освободить застрявшего с помощью традиционных советов – повторно нажать кнопку этажа, на который ехал, или того, с которого ехал, на помощь спешит электромеханик.
Число вызовов на диспетчерский пульт возрастает в праздничные дни. Мало ли, перебрал человек лишнего, перепутал подъезд и не может сообразить, куда едет на лифте, пытаясь, словно в старом анекдоте, дернуть стоп-кран. Однажды, вспоминает Л. Ермилова, поступил вызов: мне надо вниз. Так поезжайте, говорю! Так я уже это сказал. А теперь просто нажмите кнопку. «А если серьезно, – подытоживает диспетчер. – Все работает только благодаря «золотым рукам» наших специалистов».
Категория: "ВТ" - спецрепортер | Добавил: vt (2007-11-02) | Автор: Вестник Тавриды
Просмотров: 723 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: