Алексей ЕРМОЛИН, «ВТ»
Здесь нет дворцов новых русских. Здесь нет магистральных шоссе,
«Джипов» и «Мерседесов». Здесь нет митингов, пикетов и иного рода страстей, захлестнувших
асфальт цивилизованного мира. Да и самого асфальта тоже нет, а природу не стискивают
стальные кольца проводов. Кажется, будто в воздухе Престола небесного, Мангуп-Кале, все еще витает дух древних
монахов-воинов. В зависшем над бездной пещерном мужском монастыре, что расположился
в скальном гроте, – подлинное человеческое тепло. Горят свечи, со скальных стен
взирают лики святых. А Общество православных врачей с благословения митрополита
Симферопольского и Крымского Лазаря обустраивает реабилитационный центр для больных
«лихорадкой» техногенной цивилизации – компьютерной игроманией…
«Человечество живет противоестественно…»
Полторы тысячи лет назад на плато
Мангуп-Кале (Бахчисарайский район полуострова) были богатые, в мраморе и злате,
кварталы с храмами и бассейнами. А в пещерный монастырь уходили люди, как в
обитель покоя. «Одни из серьезных болезней 21 века – депрессия и синдром хронической усталости. Я
уже не говорю о зависимости от психоактивных веществ и тех же компьютерных игр,
– рассказывает психотерапевт Республиканского центра «Здоровье» Минздрава Крыма
Михаил Сегалов. – Человечество, к сожалению, живет противоестественно. Поэтому
необходимо создание не просто реабилитационных, а, я бы сказал,
душепопечительских центров, которые могли бы помогать людям в соответствии с их
духовными, культурными и религиозными воззрениями восстанавливать свое
психическое и физическое здоровье».
«Приезжали сюда из Москвы и
Петербурга люди, которым необходимо было побыть неделю-другую около святой
обители, не видя рекламы и прочих вещей урбанистического мира, испить святой
воды, подправить здоровье и вернуться к семье», – продолжает настоятель
Мангупского благовещенского мужского монастыря иеромонах Иоакинф. В монастыре
отец Иоакинф вот уже полтора года. Преподаватель Бахчисарайской школы-интерната
говорит: «Мне больно, когда оскорбляют Россию, но не менее больно, когда
оскорбляют Украину. Сам я украинец, преподаю украинский язык и литературу, и
мне дороги все славянские народы. Мы ведь единоверцы».
А как выразился первый секретарь
Бахчисарайского горкома СПУ Андрей Юркевич «создание подобных центров будет
способствовать повышению уровня духовности и как среди старшего поколения, так
и среди молодежи, причем не только в Бахчисарайском районе, но и во всей Украине».
«Игромания страшнее наркомании…»
Глава Общества православных
врачей, врач Юрий Король говорит, что в гротах рядом с монастырем решено
организовать монастырский центр, где будут заниматься не «традиционными»
недугами вроде пьянства и наркомании, а вирусами техногенной цивилизации: компьютерной
игроманией и интернет-зависимостью. «Чем лечить? Благодатью Божьей. С нечистью как
борются? Светом!» – поясняет Ю. Король. «А самый ранний этап развития
психиатрии был монастырский», – комментирует М. Сегалов.
Игромания – медицинский диагноз. Симптомы
заболевания замечает либо сам человек, либо ближайшее окружение. А в
определенный момент больной может, например, начать выбрасывать из дому
компьютерные диски и электронную начинку. Спрашивается, что дальше? Если методы
лечения того же алкоголизма нарабатывались столетиями, то к проблеме компьютерных
болезней медицина лишь подходит. Медицинские технологии нуждаются в доработке,
подготовке специалистов. «Игромания страшнее наркомании. Ибо желание через
азарт пережить острое ощущение, когда дергаешь ручку «однорукого бандита» или
жмешь кнопку компьютера, снова и снова получая удовольствие, преодолеть гораздо
сложнее», – констатирует психотерапевт Республиканского центра «Здоровье». Какова
длительность курса лечения в гротах Мангуп-Кале, сказать сложно, ибо путь к
душе ведом лишь Богу. И главный стержень – вера…
«Пасть демона», шприц и… Ленин
В гроте, где было 11 захоронений
монахов, обнаруживается пещерный город 21 века. Как выразились бы ученые-археологи,
следы стоянки людей налицо. Кострище, кружки, странно-грязного цвета одеяла,
ошметки того, что могло бы идентифицироваться как одежда, шприц и… книга о
семье Ленина, в общем подтверждали слова наших гидов о ритуалах, несовместимых
с религией…
Дальше образцы современного наскального рисунка. Вместо древнего охотника
с копьем и ставшего его добычей мамонта современный охотник за душами людскими
– телевизор, у которого вместо антенны зеленый куст конопли… «Чему удивляться,
если в городе можно увидеть рекламу детского мультфильма, где главный и причем положительный герой
– людоед. А это фрагмент современного социокультурного феномена, связанного с
демонизацией массового сознания». На миг показалось, что от изреченного М. Сегаловым
увесистого научного выражения потемнело в глазах. Куда ж мы попали? Неужели в
«пасть демона»?
В одном из гротов живая душа. Олег
(так представился журналистам мужчина неопределенного возраста) рассказал, что
в гроте обитает не постоянно. До этого жил в общежитии, переехал сюда на лето.
Чем здесь занимается? Монастырю какую помощь оказывает или проводником туристов
подработает. А как в пещерах с алкоголем? Да как везде, отвечает он… Наверное,
если б гроты передали в ведение монастыря, все вышеописанное вряд-ли стало бы
возможным. Пока же «бывает, наведываются в гроты и сатанисты, – рассказывает послушник
монастыря отец Георгий. – Однажды в обитель пришла кошка с многочисленными
порезами передних лап. Мы ее выходили… А как-то ночью зашла девушка «подшофе». Хотела
исповедоваться. И говорит: мол, знаю, кто кошку эту порезал и зачем». Отец Георгий
некогда окончил Московский университет, работал главным инженером на
предприятии. В церкви он с 1972 года. В советские времена к Богу его привела
болезнь родственников.
«Мы молимся за наш народ…»
«Мангуп – древнейшая православная
христианская святыня. На протяжении тысячелетий здесь незримо ангелами
свершается литургия, – говорит иеромонах Иоакинф. – Мы с уважением относимся ко
всем нациям, народам и мировым религиям. В Свято-Успенском монастыре в
Бахчисарае довелось мне крестить татарина, который был на грани смерти из-за
туберкулеза и наркозависимости. Прошло четыре года. Вернулся татарин: я-то жив,
я-то крещеный…
Православные святыни надо беречь
и восстанавливать всем миром, – продолжает настоятель. – Ведь это вера наших
дедов и прадедов. Молодежь должна чаще бывать здесь, дабы не забывать историю. Хотелось,
чтоб церкви не вставляли палки в колеса в благих деяниях. Мы молимся за наш
народ. Православные всегда были строителями, воинами, мудрецами – теми
элементами, из которых строилось крепкое государство.
Я не сторонник банковских счетов
и кружек для сбора пожертвований. Неужели у святых были какие-то счета в
банках? Если человек от чистого сердца придет и поможет обители, – значит, на
то воля Божья. А что человек может ощутить, когда поставит свою подпись под
чеком или нажмет кнопку компьютера для перевода денег? А во спасение ли это
души жертвующего?»
«Молния ударила в скалу над бутылкой водки…»
«Мой духовник говорил, что вся
жизнь из суеты, но есть суета во благо, а есть не во благо. В монастыре, конечно,
суеты не должно быть. Но начинаешь молитву, появляются люди, надо отвечать на
вопросы. На украинском языке говорят: литургию в церкви «правлять». А
«правлять» значит «исправляют». Исправляют разрушенное на духовном уровне, потому
что через покаяние человек получает воссоединение с Богом», – поясняет
иеромонах.
Бытовые условия в монастыре суровые.
А каждая капля воды, как и в древние времена, буквально на вес золота. Сначала
метров за 700 воду необходимо доставить от источника с плато, потом с помощью веревки
метров тридцать спускать с отвесного обрыва к монастырю… При этом с Престолом
небесным шутки плохи. Как-то в развалинах древнего храма на плато трое «накрыли
поляну» с водкой и закуской. Процесс сопровождался ненормативной лексикой.
Буквально в течение 10 минут лик небосвода исказила гримаса бури. «Молния
ударила в скалу прямо над бутылкой водки. Огромный кусок камня откололся,
накрыв собой «поляну». Ее участники в ужасе отползали от этого места», – вспоминает
отец Иоакинф.
«Для украинца, может, не очень полезно, что в Америке процветает…»
Судьба сводила монаха с сильными
мира сего. «В те времена я был простым монахом. Как-то поздно вечером к храму
пришел будущий Президент Виктор Ющенко (тогда еще глава Национального банка
Украины). Для меня он был обычным человеком. Он нес с собой ребенка. Попросил
открыть уже запертую церковь. Мне запомнились глаза ребенка. Я сказал, что
открою монастырь, но не для него, а для ребенка, который с ним. Зашли внутрь,
разговорились. Ющенко сказал тогда, что у нас должно быть как в Америке и страна
будет процветать. Я ответил, что когда-то генералиссимусу Суворову император
предложил, чтоб солдаты носили букли и косы, пудрили парики по европейскому подобию.
Суворов выпалил: букля не пушка, пудра не порох, коса не тесак, я не австриец,
а природный русак. Так что для меня, украинца, может, и не очень полезно то,
что там, в Америке, процветает. У нашего народа своя вера и жизнь».
|