Николай КАРПОВ, «ВТ»
Законотворчество – процесс увлекательный и, несомненно, ответственный. Крымчанам, как никакой другой категории граждан Украины, должно быть известно, сколь серьезно и щепетильно относится центральная украинская власть к правам и полномочиям солнечного курортного региона. Как-никак, целая автономная республика, соответственно, и законы, касающиеся регуляции ее деятельности – отдельная, чрезвычайно важная составляющая. На минувшей неделе неожиданно тема отдельных полномочий и прав АРК стала предметом законотворческой инициативы разных политических персонажей и навела на не совсем стандартные размышления.По старому сроку
Первую порцию законотворчества преподнес совсем уж политкорректный дуэт народного депутата Украины Александра Черноморова и… премьер-министра Юлии Тимошенко. Активист партии «Русский блок», член фракции Партии регионов и лидер БЮТ (от имени Кабинета министров) внесли до боли похожие предложения: о внесении изменений в Основной Закон автономии касательно срока полномочий депутатов Верховной Рады АРК. Ситуация тут в следующем: когда принималась политреформа в декабре 2004 года, срок полномочий народных депутатов Украины был продлен с четырех до пяти лет, немногим позже эту же норму распространили и на депутатов местных советов уровня «район-город-село». А вот о крымских избранниках как-то не позаботились, ибо они суть особая категория госслужащих. Помнится, экс-спикер ВР АРК, а сейчас народный депутат Борис Дейч так и комментировал необходимость особого утверждения сроков полномочий депутатов: дескать, в спешке о нас просто забыли.
Но, скрыв обиду, наши депутаты таки приняли 21 апреля 2005 года постановление, где и продлили свои полномочия до 5 лет. Но процедура требовала внесения изменений в саму Конституцию, а это смогли бы сделать тогда только народные депутаты. Вот к ним и обратились, но, по-видимому, только сейчас дошла очередь до крымских проблем.
Однако неожиданно на пути вполне формальных изменений стал Комитет по правовой политике Верховной Рады Украины. Возглавляет его депутат-БЮТовец Сергей Мищенко. Так вот, этот сторонник премьер-министра со товарищи (среди которых – члены комитета Роман Зварыч, Петр Симоненко и Виктор Янукович) решили отклонить проекты изменений как Черноморова, так и Тимошенко. Более всего радует формулировка: так как исключительным правом вносить такие вопросы обладает… только Верховная Рада АРК. И здесь актуально вспомнить Николая Васильевича Гоголя с его унтер-офицерской вдовой. Потому что, все мы помним, что Верховная Рада с некоторых пор также обладает правом законодательной инициативы. И странным остается только одно: зачем же было такую мелочь, как формальное продление полномочий, подавать через народных депутатов и Кабмин, когда есть нормальная самостоятельная процедура законодательных инициатив? Да, тщательнее надо, тщательнее работать, а то конфузы просто неизбежны…
Да и без силовиков обойдетесь…
Так, наверное, подумал народный депутат Виктор Викторович Шемчук и написал два интересных законопроекта. Первый предусматривает изменения в Закон Украины «О прокуратуре» и предлагает отменить процедуру согласования назначения прокурора автономии через Верховную Раду Крыма. Эта инициатива Шемчука вполне объяснима: его отношения с крымским парламентом давно были натянутыми, а с Анатолием Павловичем Гриценко так и вообще обмен «любезностями» стал постоянным. Поэтому исключить крымскую Раду из процесса легитимизации прокурора – достаточно ясная политическая «ответка» Шемчука, как говорится, «за все хорошее» и «на добрую память».
Зато и другие крымские силовики не остались без внимания Виктора Шемчука. Другим своим законопроектом депутат предлагает также отменить положения Конституции Крыма о согласовании назначения начальника главного управления Министерства внутренних дел в Крыму, его заместителей и глав городских и районных управлений милиции через представительский орган и лишении его права постановки вопроса об увольнении прокурора автономии перед Генеральным прокурором Украины.
Как проанализировать эти новации? В принципе, складывается следующая картина: Шемчук выполняет определенный политический заказ (в нормальном, не сомнительном смысле) под президентские выборы, цель – контроль над вертикалью «силовых» ведомств. Это первое. Второе: конституционные полномочия Крыма – «головная боль» уже не одного созыва парламента Украины и отдельных личностей из его состава. Виктор Викторович решил просто внести свою лепту в этот давний процесс. Конечно, лишение нашей Рады права назначать «силовиков» даст лишний импульс сокращению полномочий автономии. И во многом обеспечит полную бесконтрольность значительного количества госчиновников, напрямую подотчетных только киевским ведомствам.
Серьезность намерений Шемчука подтвердили его же коллеги – народные депутаты из фракций НУ-НС и БЮТ, написавшие в количестве 50 душ представление в Конституционный суд о соответствии данных инициатив украинскому законодательству. После утвердительного решения этой инстанции (а есть все основания думать об этом) принятие изменений станет сугубо формальным.
С другой стороны, инициативы Шемчука отчасти обоснованы: наша Верховная Рада иногда такое выкинет, что неудивительными становятся мысли о постепенном сокращении ее прав и обязанностей, а то и вообще… не возникнет ли у кого-нибудь мысль: «А может, исключить сами слова “Верховная Рада Автономной Республики Крым?”»