Николай КАРПОВ, «ВТ»
Как говорится, все новое – хорошо забытое старое. Так и с украинской Конституцией: «дитю» немногим более 10 лет, а число желающих ее переписать не уменьшается. В этом контексте следует отделять, конечно, попытки, прошедшие все инстанции и принятые в законном порядке (например, внесенные 8 декабря 2004 года изменения, сделавшие Украину парламентско-президентской республикой), и желания отдельных политических деятелей или структур их подчинения, оформляемые сегодня под «мнения общественности», «народные инициативы» и прочие химеры. Проблема совершенствования украинской государственности сегодня становится в очередной раз ключевой темой политического момента.
Декорации и мизансцены
Собственно, очередные идеи по редактированию Основного закона исходят от Президента Виктора Ющенко. Мотивировка их следующая: форма парламентско-президентской республики не выдерживает никакой критики, Верховная Рада (как краеугольный «камень» ее) практически недееспособна, баланс власти между президентской, парламентской и исполнительной вертикалями находится в неудовлетворительном состоянии. Все это вынуждает якобы главу государства обратиться к мнению специалистов, ученых, представителей политических партий и прочей общественности, дабы они растолковали, что к чему. С этой целью создан Национальный конституционный совет в составе без малого 100 светлых голов нашей страны: тут есть практически все, однако вызывает удивление отсутствие некоторых известных и заслуженных конституционалистов, например Александра Мороза – автора той самой политреформы 2004 года, представителей непарламентских партий, выступающих за изменения в Конституции (ПСПУ или партии «Союз») и т. д. Серьезные сомнения в легитимности созданного Ющенко органа появились после заявления представителей Партии регионов об их выходе из состава совета. Помимо процесса работы совета, в обществе параллельно муссируется тема изменений к Конституции. В числе сторонников редактирования через референдум (что не предусмотрено самой Конституцией) глава президентской партии НСНУ Вячеслав Кириленко, представители Секретариата главы государства, активисты депутатской фракции НУ-НС и, как ни странно, Владимир Литвин. У всей этой «группы товарищей» разная мотивация: Кириленко «за», т. к. и в 2004 году не поддерживал сокращение президентских полномочий, подотчетные ему депутаты – потому что надо как-то светиться перед начальством (то есть Ющенко и тем же Кириленко), а то вдруг снова какие-нибудь выборы, секретариатские – по служебной дисциплине. Литвин же также в 2004-м не голосовал за политреформу, а будучи спикером при ее действии, скажем так, не насладился всей полнотой власти. Вот поэтому и поддерживает ситуативно сейчас Виктора Андреевича, при сегодняшнем раскладе ни премьером, ни спикером ему не стать, а повысить свой политический капитал на президентских выборах в 2010 году (скорее всего, также неудачных) – чем не повод пиариться? Так что Владимир Михайлович заботится в этом смысле только о себе. «Я так думаю!»
Но, тем не менее, чего же хочет Виктор Ющенко? Если кратко – восстановления полномочий Леонида Кучмы. А именно: полного контроля над «силовыми ведомствами» (включая МВД и налоговую), влияния на кадровую политику Кабинета министров, эксклюзивного назначения губернаторов, превращения Совета нацбезопасности и обороны в уникальный контролирующий орган, решения которого должны исполняться всеми (!) государственными чиновниками, подотчетности министров главе государства. Что тут скажешь? Хотелось бы верить, что Виктор Андреевич – все же не Леонид Данилович и ожидать полной узурпации власти от него не придется, характер не тот. Однако для иллюстрации желаемого Ющенко как никогда подходит прошлогодняя ситуация с чередой указов о роспуске парламента: тогда то одна формулировка, то другая вызывали немалый скепсис у специалистов и более-менее ориентирующихся граждан. И это создавало широкое демократическое обсуждение опасных тенденций в политической сфере страны. Сегодня же Ющенко фактически хочет сделать парламент органом «ручного» управления – и распускать его без всяких поводов, а по сложившимся обстоятельствам. И что в итоге, где же следование формуле баланса ветвей власти, где демократический, дискуссионный подход к решению тех или иных проблем? Виктор Андреевич, похоже, снова повторяет главную ошибку всего своего политического пути – он оставляет за собой право быть демократом и вершителем этой самой демократии в Украине. Остальные же – популисты, демагоги и прочее. Но, согласитесь, совсем не для этого неутешительного вывода страна приводила этого Президента к власти, а сотни тысяч людей скандировали его фамилию на майданах. Потому что люди, тогда доверившие Ющенко власть, сегодня не хотят снова ее отдавать – и, соответственно, истрепавшийся уже лозунг «Не зрадь Майдан!» приобретает совсем другой смысл и другого адресата. Заграница ей поможет?
Кстати, как-то нежданно решила «пощекотать нервы» Ющенко и Юлия Владимировна. «Базаря» на очередной конференции в Брюсселе, премьер высказала свое отношение (а значит, и отношение БЮТ) к конституционным новациям: мы, дескать, хотели бы, чтобы изменения эти самые смогли пройти через парламент, а через него пройдет только Конституция парламентского устройства. Тимошенко, конечно, немного лукавит: в 2004-м только ее фракция выступала и голосовала против политреформы, за сильную президентскую власть. А теперь Юлия Владимировна только констатирует неприятный для Ющенко факт – Рада проголосует против любых попыток ограничения ее полномочий. Но Тимошенко этим своим заявлением делает важный сигнал той же Партии регионов – если что, я «довешу» свои 156 голосов в Раде, например, для импичмента или еще чего-нибудь. Причем делает эти заявления премьер вдали от Родины: вот, мол, нет пророка в своем отечестве, приехала к вам за помощью. И не факт, что Европа ей откажет. А Виктор Андреевич, таким образом, остается в полном политическом одиночестве. В конце концов, его роль и миссия в истории страны, пожалуй, выполнена. А уходить нужно уметь красиво.
|