Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Ситуация [129]
"ВТ" - Персона [34]
Политзаминка [83]
"ВТ" - спецрепортер [40]
Кризис [1]
Лицом к лицу [110]
Грани [20]
На земле и на небе [10]
"ВТ" - спецпроект [10]
Спорт - Ревю [18]


Форма входа


Поиск по каталогу







Вы вошли как Гость

Начало » Статьи » Статьи газеты » "ВТ" - Персона

Александр Мороз: "Для Украины наступает время испытаний"
- Александр Александрович, парламент со второй попытки смог утвердить Юлию Тимошенко на должности премьера. Ваше отношение к этому событию? Каких его последствий Вы ожидаете в долговременной перспективе?
- Наконец произошло то, что должно произойти «за два часа» после выборов. Так заявляли инициаторы досрочных выборов (не будем еще раз называть произошедшее авантюрой, хоть это – доказанный факт, поскольку также состоялся и факт юридический, то есть выборы). Вместо двух часов на фиксацию результатов выборов понадобилось более двух с половиной месяцев. Собственно, произошел процесс, подобный прошлогоднему, с той же «закулисой», которой теперь не «мешали» социалисты.
Чтобы добиться запланированного Ю. Тимошенко результата, пришлось пойти на специфическое голосование. Регламент предусматривает два вида – тайное и открытое. То, что определило судьбу Кабинета министров, можно назвать контролируемым. Здесь никто не мог высказать позицию, отличную от позиции Секретариата Президента. И это наводит на грустные выводы: коалиция, которая в целом должна определять позицию парламента, становится полностью зависимой от Президента, точнее, от его аппарата. Такого позора у нас еще не было. Это не распределение властей, это как раз узурпация власти, против которой как будто бы выступал В. Ющенко.
Между тем, выборы премьера и правительства состоялись. Если бы запас голосов в коалиции был достаточным, если бы кандидатуры премьера и министров не были конфликтными, то принятая процедура голосования не вызывала бы возражений. Но все понимают, что она, процедура, вызвана шатким балансом сил в парламенте, недоверием к, условно говоря, «своим». Это серьезный недостаток для коалиции, парламента, власти вообще. Следовательно, это недостаток, который в определенное время скажется на государстве. Жаль, что так происходит. Теряется время. В угоду персональным интересам, амбициям принесены интересы государства. Думаю, общество вскоре убедится, что социалисты в прошлом году были правы, отстаивая необходимость широкой коалиции, ибо созданная в настоящее время в своем соглашении фиксирует приоритет одного лица – Ю. Тимошенко. А нужно объединить государство, общество. Объединить на основе общественных интересов. Это видно каждому, у кого на глазах нет конъюнктурных шор.
О долгосрочных перспективах говорить не стану. Они состоят из краткосрочных. Знаю лишь, что месяца три-четыре у Ю. Тимошенко не будет забот с бюджетными расходами, поскольку Н. Азаров, как и два года назад, оставит в бюджете определенный запас прочности. Растранжирит ли его новое правительство (как в 2005 году) или будет действовать более осмотрительно, увидим чуть позже.
Не могу ни злорадствовать, ни желать неудачи новому правительству, потому что за его действиями – последствия для всех граждан. Одно, в чем они смогут убедиться: в новом правительстве бизнесовые аппетиты будут еще больше, чем в правительстве предыдущем. Ближе хотя бы потому, что не будет сдерживающей силы в виде нескольких социалистов и парламентской фракции СПУ.
- Первое правление Юлии Тимошенко очень быстро закончилось именно по инициативе действующего Президента. Почему в настоящее время Ющенко согласился дважды внести кандидатуру лидера БЮТ на должность Премьер-министра?
- У В. Ющенко не было другого варианта. Кандидатура Ю. Тимошенко на должность премьера им не планировалась. Известный заговор бизнесменов из ПР и НУ такого варианта не предусматривал. У БЮТ с «НУ-НС» вместе не планировалось 226-ти голосов. Таким образом, В. Ющенко без риска, отбросив все обязательства перед Конституцией и законом, цинично включив все рычаги админресурса, агитировал за нынешнюю коалицию, будучи уверенным, что она не наберет достаточного количества голосов. И тогда, «беспокоясь о монолитности общества и единстве государства», он озвучил бы идею коалиции ПР + «НУ-НС».
А так не вышло. Проиграли «теоретики» от бизнеса в ПР, проиграли идеологи из президентского Секретариата. Проиграл и В. Ющенко. Выиграла на этом этапе Ю. Тимошенко. Два с половиной месяца коалициады под руководством В. Ющенко – это видимость авторитета «победителя». Он это знает. Пройдет некоторое время, и он снова убедится, что у его «любих друзів» есть «запасные лыжи».
Помните анекдот? Геолог и местный абориген на далеком Севере вышли на лед океана, чтобы половить рыбу. Геолог заметил точку, движущуюся на горизонте.
- Что это? – спрашивает он местного рыбака.
- Медведь, однако, – объясняет тот и быстро начинает надевать лыжи.
- Зачем ты становишься на лыжи, у медведя же скорость 80 км/час?
- А мне тебя обогнать нужно, – признается абориген.
Этот анекдот я рассказывал В. Ющенко в сентябре 2005-го, когда он отправлял правительство Ю. Тимошенко в отставку. Напоминал при этом, что у меня «запасных лыж» нет, а у его назначенцев – достаточно.
Ситуация повторяется. Чистых ходов мало. Почти цугцванг – опять воспользуюсь шахматной терминологией. Вот он так и действует: либо ходить за шаг до мата, либо сразу сдаться. Он выбрал первое.
- Можете ли Вы оценить перспективу деятельности парламентской коалиции, учитывая минимально необходимое количество ее членов? Способна ли коалиция при таком условии эффективно решать самые неотложные для общества вопросы? Успеют ли, по Вашему мнению, депутаты своевременно разработать и утвердить государственный бюджет?
- Год назад мне часто делали замечания по поводу того, что коалиция неустойчива, потому что имела в запасе 12, позже – около 50 голосов. Теперь, оказывается, 2 голоса – достаточно.
Что сказать? Для государства с демократическими традициями – это нормальный запас голосов. Но Украина – пока не демократическое государство. Кто сомневается, пусть ответит на вопрос, разве смог бы в демократической стране глава государства многократно нарушать Конституцию, вмешиваться в работу судов, в том числе Конституционного Суда, правоохранительных органов, в конечном итоге – парламента?
Следовательно, будут происходить чрезвычайно сложные комбинации при рассмотрении важных вопросов. Не завидую А. Яценюку. Он имеет свой ум и не может и дальше играть в чужую игру, он обязан стать не представителем коалиции, управляемой СП, а Председателем Верховной Рады. Иначе ВР как законодательный орган государства будет обречена. А от этого пользы никакой и никому.
- Учитывая различные интересы у членов коалиции, ее неустойчивость, можно ли в ближайшее время ожидать досрочных выборов? О каких выборах может идти речь: парламентских, президентских или выборах на местном уровне?
- К выборам нужно быть готовым всегда. Заниматься политологическими прогнозами не считаю приличным делом. Одно, в чем я убежден, – местных выборов досрочно ждать не стоит. Выборы можно организовать, скажем, через год. За это время уже и центральная власть себя покажет. Кто же станет рисковать, тем более что эта власть так ярко проявила себя в «дерибане» с землей, поддержке коррупции, взяточничестве и т.д.?
Люди создали эти советы. Многие считали, что лозунг социалистов «Права и власть – местным громадам» касался власти этим советам. Нет. Речь шла о правах местного населения, каждого гражданина. Это возможно через изменения в Конституции, ликвидацию нынешних госадминистраций, другие системные шаги. Нынешняя власть на это не пойдет, потому что ее, прежде всего, будут интересовать президентские выборы.
И это еще одна причина малой вероятности досрочных выборов на местном уровне.
- Вопрос, который сегодня волнует значительное количество наших читателей и постоянно встречается в редакционной почте. С 1 января заканчивается мораторий на продажу земли. Какие последствия для украинского села будет иметь отмена моратория? Каковы действия социалистов в данной ситуации?
- Прекращение моратория на продажу земли – преступление против Украины. Его конкретные зачинщики – В. Ющенко и нынешние коалицианты. Почему они? Прочитайте соглашение о создании коалиции, сравните с клятвами В. Ющенко в 2004 году, когда он шел на президентские выборы, и вы убедитесь, что остановка моратория – предательство Украины.  
Президент, вставляя палки в колеса парламента, не позволил принять более двадцати законов, которые могли бы защитить селян от произвола, от посягательств современных латифундистов (отечественных, в частности), засевших в рядах коалиции. Да и не только в ней.
Утрата селянами земли в результате прекращения моратория приведет к непоправимым, трагическим последствиям для сельского (и не только) населения. Примеры таких авантюр мне приходилось видеть в отдельных странах мира, в частности в Бразилии. Согнанные с земли селяне прибились к большим городам. В Сан-Паулу, например, даже мэр не знает, 18 или 24 миллиона (!) населения живет в его городе. Пригороды – так называемые фавелы – рассадник бедности, преступности, то дно, на которое хотят опустить украинское селянство горе-реформаторы по указке заинтересованных зарубежных наставников. Учесть следует одну деталь: в Бразилии в холодную пору температура не опускается ниже +16°С. Там и в фанерном «жилище» можно кое-как перебиться.
Социалисты готовы предложить селянам и вообще государству ряд мероприятий законодательного и организационного содержания для защиты интересов Украины и ее народа. Даже при товарном обороте земли, не отстраняя государство от этого чрезвычайно важного дела. Так, как это делают, например, в Швеции, Голландии, других странах.
В ближайшие годы земельный вопрос в Украине станет отражением сущности власти. То, что в правительстве, парламентской коалиции и на ул. Банковой засели люди, далекие от земли и селян, – это очевидный факт. Время от времени они подбрасывают идейку: мол, оборот земли уже идет, давайте не отставать, узаконим его. Что узаконим? Воровство? Когда даже в городах, за редкими исключениями, земельные операции осуществляются без конкурентов, за астрономические взятки и «откаты», так на что можно надеяться за пределами населенных пунктов? К примеру, Киевская областная администрация уже составила проект раздачи около 500 га земель лесного фонда под Киевом. Для «селян», естественно, каждому по гектару.
Душа болит от такого зла. И от того, что его зачинщики ложью и лицедейством с помощью обманутых (или равнодушных) избирателей добрались до власти, получили инструменты для творения этого зла.
Наступает время испытаний. Наверное, не случайно високосный год является его началом. Одно, в чем я уверен абсолютно, – в это время социалисты Украины будут на стороне селян, всего трудового народа. Это дает надежду и им, и нашей партии.
 
Беседовал Виталий КРИВОРУЧКО
Категория: "ВТ" - Персона | Добавил: vt (2007-12-28) | Автор: Вестник Тавриды
Просмотров: 679 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: