Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Ситуация [129]
"ВТ" - Персона [34]
Политзаминка [83]
"ВТ" - спецрепортер [40]
Кризис [1]
Лицом к лицу [110]
Грани [20]
На земле и на небе [10]
"ВТ" - спецпроект [10]
Спорт - Ревю [18]


Форма входа


Поиск по каталогу







Вы вошли как Гость

Начало » Статьи » Статьи газеты » "ВТ" - Персона

"Радары на этих МИГах способны отыскать в небе даже Всевышнего"

Алексей ЕРМОЛИН, «ВТ»

Наверное, каждому человеку было бы больно и обидно видеть, как плоды его многолетнего труда превращаются ни во что. Как рушится еще вчера выглядевшая незыблемой машина оборонного комплекса. Машина, «запчасти» от которой ржавеют ныне на полях и весях бывшего СССР. Радиофизик Анатолий Журин был одним из тех, кто на военном аэродроме в Кировском шлифовал на практике, конструкторские идеи, рождающиеся в недрах одного из старейших военных институтов бывшего СССР. От точности работы радаров, радиоприцелов, навигационных приборов во многом зависела судьба пилотов известных во всем мире истребителей «Миг» и «Су». Приборы заняли свою нишу и в космической отрасли. Анатолию Павловичу тяжело вспоминать о прошлом. Славном прошлом, которое, увы, не вернешь…

Родился Анатолий Журин в 1946 году в Воронеже в семье военнослужащего. Увлечение радиоэлектроникой началось для Анатолия со школьной скамьи. В уже далекие времена первых полетов в космос мальчишкам казалось, что радиотехника вскоре перевернет мир и даже галактику. Первый детекторный радиоприемник Анатолий собрал в пятом классе. Затем была служба в военно-морском флоте СССР в Николаеве и Мурманской области, где располагалась база атомных подводных лодок, с которой ушел в свой последний трагический поход атомоход «Курск». После армии Анатолий поступил на физический факультет Воронежского университета. В 1975 приехал отдыхать с женой в Крым, да так здесь и остался. Работал преподавателем школы. С 1982 по 1989 – в Кировском райкоме компартии. Одно время курировал сферу промышленности.

Крымский филиал Московского научно-исследовательского института радиостроения, или, выражаясь языком специалистов, техническую доводочную базу расположили в особой в географическом и климатическом отношении зоне. «Если по всему Крыму дожди, в Кировском – ясные дни. Плюс горы и море. Здесь побывали космонавты, начиная от Юрия Гагарина: прыгали с парашютом, проводили подводные испытания. Сюда приезжали опытные летчики-ассы со всего СССР», – вспоминает А.Журин.

Продукция корпорации «Фазотрон», которую Анатолий Павлович и его коллеги доводили, что называется, до ума, пользовалась спросом во всем мире. Радары, и системы навигации устанавливались на боевых истребителях «МИГ» и «СУ». Радар – штука «тонкая» в отношении электронной начинки, должен в реальном бою обеспечить не только своевременное обнаружение нацеленных в самолет ракет противника или движущихся навстречу колонн. Радар должен обеспечить высокую точность наведения собственных ракет, установленных на самолетах. Ведь недаром говорят, в современной воздушной войне кнопок, побеждает тот, у кого быстрее компьютер и чей радар способен засечь даже иголку в стоге сена.

В Кировском параметры работы приборов, установленных на самолет, контролировали с земли со специальной машины напичканной сложнейшим электронным оборудованием. Потом информацию сверяли с параметрами, заложенными в прибор разработчиками. И если не дай Бог (а такие случаи бывали редко) прибор на практике по каким-либо причинам, не соответствовал теории, его отправляли обратно в Москву.

С рождением незалежной (и, похоже, в первую очередь, лишь от собственной выгоды. – Авт.) Украины, сферу оборонных разработок в Крыму фактически прикрыли. Финансирование из Москвы прекратилось, а Киеву в пылу горячих разборок и игр в демократию, стало не до военных достижений бывшего СССР. Военный аэродром в Кировском, а с ним и организации, занимавшиеся работой на оборонку, стали медленно, но верно чахнуть. Анатолию Журину пришлось написать немало писем в Министерство обороны Украины и иные инстанции, доказывая необходимость сохранения имеющегося потенциала и продолжения работ. Увы, чиновники остались глухи к его аргументам.

А жаль! Ведь приборы такого класса как, например, радары «Фазотрона» стоят на мировом рынке вооружений ни много, ни мало, а сотни тысяч долларов США пользуясь неслабым спросом. Еще бы! Ведь СССР снабжал своими самолетами армии сотен стран. Вкупе с самолетами шли на экспорт и радары. К слову сказать, рынок вооружений является одной из наиболее весомых статей бюджетных доходов высокоразвитых стран, ежегодно принося сотни миллиардов долларов.

…Автомашины, имевшиеся в распоряжении крымского филиала «Фазотрона», использовали по мирному назначению. Ведь как-то надо было выживать в условиях отсутствия финансовой поддержки. Вот и возили то, за что можно было получить хоть какую-то копеечку. Сегодня на трех гектарах земли, где некогда располагался научный комплекс – пустырь. И не скажешь, что когда-то проходила через аэродром в Кировском ось авиационно-космического зонтика, прикрывавшего от военной непогоды 1/6 часть суши.

Ныне Анатолий Журин возглавляет компьютерный клуб в Кировском. Работает с районным центром занятости, помогая повышать уровень компьютерной грамотности безработных. Обидно, что Украина столь легкомысленно позволяет разбрасываться достижениями, наработанными годами. В бурном 21 веке технологии авиационно-космической отрасли уже определяют вес экономики той или иной страны в мире. А что же останется нам? Неужели лишь осколки памяти под звездным небосклоном?

P.S. 25 ноября Анатолию Журину исполняется 61 год. Журналистский коллектив «ВТ» и Крымский Реском СПУ поздравляют именинника с праздником, желают ему здоровья, счастья, успехов в работе.

Пусть в небо ты давно не поднимался,

Крыло надежды манит взгляд за горизонт,

Каким ты был, таким ты и остался

Полет, мечта, работа – вечный фронт!

И где бы мыслью не бродил ты до сих пор,

В порывах ветра, солнечных закатах,

«МИГ» – чудится, ревет его мотор,

Военной мощи голос хрипловатый.

Категория: "ВТ" - Персона | Добавил: vt (2007-11-16) | Автор: Вестник Тавриды
Просмотров: 612 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: