Николай КАРПОВ, «ВТ»
Новый учебный год только начался, но это не значит, что у руководителей
отечественного образования есть повод расслабиться: дескать, подведем итоги
следующим летом. Визит главного педагога Украины Станислава Николаенко в Крым 5
сентября показал, что в этой стратегической отрасли есть не только заманчивые
перспективы, но и вполне реальные достижения…
Выйти на мировой уровень
На встрече с представителями
средних и высших учебных заведений автономии и студентами в Агротехнологическом
университете Станислав Николаевич проинформировал о ходе рассмотрения правительством
проекта бюджета страны на будущий год. В этом документе предусмотрено
значительное увеличение расходов на образование и науку. Осуществляться это
будет путем введения в действие нескольких долгосрочных программ: «Уже
утверждена концепция «Школы будущего», – подчеркнул министр. – Это совершенно
новый уровень образования, который сделает наших детей конкурентоспособными в
глобальном мире. Мы готовы осуществлять новации в пяти школах в разных регионах
страны. Пока в качестве эксперимента, но, я уверен, успешного эксперимента,
который мы будем распространять по всей Украине».
Следующими в реформе
образовательного процесса должны стать уже подготовленные для рассмотрения
Кабмином программы «Наука в университете» и «Техническое перевооружение ПТУ»:
они дадут возможность сохранить и развивать научные школы, поддержать молодых
ученых, оснастить места учебы будущих «технарей» современными станками и
аппаратами. Ключевой в новой системе организации образования должна стать идея
«университетской автономии» – принятая во всем мире форма самостоятельности
вузов. Автономия даст возможность реализовать реальный прорыв в образовании:
«Мы предлагаем выбрать 1-2 вуза в каждом регионе и дать им право на
самостоятельное определение учебных планов, их вариативной части, регулирования
защит диссертаций и присвоения ученых званий, – заявил С. Николаенко. – Это
даст возможность сделать университеты средоточием новых идей, инновационного
развития».
Министр привел пример: в 2005
году отдельные политики при власти упразднили деятельность технопарков и
инновационных программ, а сегодня они же предлагают на этой же основе совершить
какой-то «прорыв» неизвестно куда. По словам министра, сегодня на развитие
новых технологий в науке и образовании из бюджета правительством выделяется 1,5
млрд. грн. Также он отметил, что наше образование становится интересным миру –
студенты из Германии приезжают в Украину осваивать информационные технологии, а
американцы – медицину.
Помочь и защитить
Одной из «горячих точек» остается
устаревшая материально-техническая база. Для решения наиболее «забытых»
предыдущими руководителями проблем (например, реконструкции аварийных зданий
школ) с 1 января 2008 г.
начнет действовать программа «200», средства на которую выделят из государственного
бюджета. К слову, это касается и Джанкойской школы №1, о проблемах которой «ВТ»
уже не раз рассказывал на своих страницах.
Станислав Николаенко отметил и
позитивные моменты в вопросах социальной защиты педагогов. Министром была
высказана поддержка инициативы лидера СПУ Александра Мороза о введении новых
ставок пенсий для работников средней школы в размере 80% от должностного
оклада, что фактически приравняет учителя к госслужащему. Проводится ремонт
студенческих общежитий, на эти цели впервые из бюджета выделено 75 млн. гривен.
А студентов-бюджетников ждет скорое повышение стипендий в 2 раза.
Не остались без внимания
Николаенко качество и подготовка учебников. Если в школе дело обстоит
более-менее нормально: к началу учебного года книги получены практически в
полном объеме, а задержки с доставкой связаны с «интересной» схемой тендерных
закупок, то проблема обеспечения вузов и ПТУ пока остается открытой. Авторские
коллективы уже работают над учебниками для них. Впервые внедряется система
создания учебников для дошкольников: программа «Зернышко» подготовлена для
малышей и распространяется по детским садам.
Как выразился С. Николаенко, «Болонский
процесс» не капитуляция перед Европой и забвение наших достижений, а поступательное
движение к стандартам, принятым сегодня в Европе и мире. Некогда введение этой системы
было продиктовано именно попытками европейских университетов конкурировать с
американским вузовским образованием. Европа продемонстрировала, что это верный
путь – почему же не воспользоваться опытом. Что плохого в том, что человек с
дипломом украинского вуза сможет быть востребован в любой стране? Его признают
как «своего», будут уважать его умения и навыки! Тем более что по «Болонскому
процессу» идет не одна Украина – Россия на год раньше начала реформировать свою
систему образования на тех же принципах.
В Агроуниверситете Станислав Николаевич общался со студентами, выслушивая
их проблемы. «Мы должны понимать, насколько важно сохранить нам вот этих ребят,
– отметил министр, – человеческий капитал
– самое ценное, что есть сегодня в мире!».
|