Николай КАРПОВ, «ВТ»
В преддверии 1 сентября стало привычным рапортовать о подготовке к
новому учебному году. В 90-е годы эти реляции были кризисными и безрадостными,
в наши дни чиновники разного уровня излучают оптимизм и уверенность в переменах
к лучшему. Но всегда о реальном положении дел в отрасли лучше узнать у
практика. Сегодня перспективами и проблемами отрасли с «ВТ» делится директор
старейшей в Крыму симферопольской Гимназии № 1 Игорь Ковалев.
- Игорь Васильевич, с каким настроением встречаете первое сентября? Все
ли успели сделать из того, что планировали, с какими проблемами столкнулись при
подготовке школы?
- Настроение – как, впрочем, и
всегда – оптимистическое, ведь иначе нельзя работать педагогом. В этом году
можно констатировать одну важную положительную тенденцию – государство не на
словах, а на деле обратило внимание на образование. Не могу отвечать за всю
автономию, но по Симферополю это очевидно: впервые за 16 лет независимости из
бюджета были выделены деньги на ремонт помещений школ. Конечно, эти средства
недостаточны, но раньше не было и их, и все расходы по ремонту ложились на
плечи родителей. Ныне местная власть проявила компетентность и ответственность
в этом вопросе. Главам районов давались конкретные поручения – где недоделана
или разрыта дорога, где проблема со спортивными сооружениями и так далее.
Главной же проблемой, и я уверен,
что общей для всех педагогов и автономии, и страны, стало законодательство
Украины о тендерных закупках. Вот смотрите, что получается: проходит тендер, а эта процедура не одной
недели, и после этого еще есть целый месяц на обжалование его результатов. В разрезе
календарных сроков это выглядит так: допустим, тендер на закупку стройматериалов
провели в середине июня, следующий месяц теряется впустую из-за возможного
обжалования, далее все согласования – и когда начнется реальное освоение денег?
У нас в гимназии конкретный пример: на ремонт туалетов мы получили в этом году
30.000 гривен, больше месяца ушло на абсолютно пустую бумажную работу – и очень
хорошо, что мы пусть и с усилиями, но успели сделать этот ремонт в срок. А если
бы кто-то опротестовал результаты тендера?
Нельзя не отметить улучшения по
снабжению школ учебниками – уже нет ситуации, когда книги приходили к нам
«вовремя»: в ноябре, под конец первой четверти, в этом году мы получим их
практически в срок. Также продвигаются крымская республиканская программа по
созданию школьного телевидения и радио: средства выделены, проблема состоит в определении
частот, «школьный автобус» также становится все ближе к сельским школам, в
новом году будет выделено еще 5 машин. Главное – есть движение к намеченной
цели, есть более-менее понятные перспективы.
- Как обстоит дело с материальным обеспечением педагогов? Изменилось ли
что-либо к лучшему за последний год?
- Повышение зарплаты проходит в
сроки – и это свидетельство выполнения Кабинетом министров Украины своих
обязательств. Однако на эту проблему хотелось бы посмотреть несколько шире. Уже
не первый год создается впечатление, что учитель у нас на словах – приоритет
для всех правительств, а на деле… В Германии, как и в любой развитой стране, не может быть такого, чтобы учитель или врач получал
меньше квалифицированного рабочего. То есть слесарь завода «Мерседес» не
сравнится в оплате труда даже с молодым учителем, только окончившим
университет. А что у нас? Вот пример из жизни: на улице Симферополя можно
увидеть объявление – «Требуется грузчик. Зарплата от 1.500 гривен». А теперь
сравним с реалиями молодого педагога: придя со студенческой скамьи, он получит
зарплату в районе 600 гривен «на руки». Ясно, что при такой зарплате молодой
специалист не заинтересован прийти в школу. Есть, правда, и положительный
момент в решении другой давней проблемы – обеспечении жильем. В Симферополе власти
дали гарантии, что приложат максимум усилий для постепенного обеспечения молодых учителей социальным жильем. До этого
нас «кормили» прожектами: последний был от премьера Юлии Тимошенко – снести все
«хрущевки» и построить комфортное жилье в одночасье. Абсолютно популистская
позиция! Если это и «прорыв», то прорыв в никуда.
- В общественном сознании муссируется тема особого внимания к сельской
школе. Мы же хотели бы узнать у Вас о специфических проблемах, присущих
городской школе.
- Главная проблема – старые
здания школ. От этого у нас постоянная «головная боль» с отоплением,
канализацией, водоснабжением, застеклением окон. Перед Симферополем, как это ни
странно, до сих пор стоит проблема компьютеризации, есть школы без компьютеров.
И произошло это из-за перекосов в выполнении госпрограммы: приоритетом стали
сельские школы, и они, насколько известно, практически обеспечены компьютерами.
Но в сельской школе может обучаться 250-300 детей, и получается, что там
обеспеченность – 1 компьютер на 15-20 детей, а у нас – 1 на 300! Кроме того, в
некоторых сельских школах оборудование стоит нераспакованное: нет
соответствующих молодых специалистов! А в городе компьютер дома – уже привычная
вещь. Я предложил объединить школы Симферополя в локальную компьютерную сеть –
по примеру западных стран: там пошли дальше, в нее может «зайти» любой ученик с
домашнего компьютера, и, значит, процесс обучения может идти непрерывно: и когда
он болен, и когда по состоянию здоровья не может посещать школу физически. Эти
шаги – реальные шаги современного конкурентного образования.
- Игорь Васильевич, какие перспективы, на Ваш взгляд, стоят сегодня
перед отраслью? Что еще предстоит решить?
- Мы двигаемся по пути реформы образования, это связано с присоединением
Украины к «Болонскому процессу». И здесь важно иметь четкий план действий для
положительного результата. Вот, например, есть тенденция к переходу на
30-часовую учебную неделю. Я «за», но тогда давайте менять учебные программы: убирать
из них лишнее, перегружающее ученика, расширять вариативную часть учебного
плана. И главное – нам нельзя потерять одаренных, талантливых детей. В школе
должны быть ставки педагогов-руководителей кружков, их должно быть не менее
десяти. Потому что ребенок в школе сейчас только до 2-х часов дня, родители
приходят с работы после 6 вечера, а многие и после 8-ми. И где все это время
ребенок, если нет бабушек дома? На улице, предоставлен сам себе. Стоит ли удивляться,
что стало обыденным появление записей с издевательствами детей друг над другом
– это уже повсеместное явление. Мне приятно, что министр образования и науки
Станислав Николаенко постоянно акцентирует на этом внимание, говорит о
приоритетности этих проблем. Не отдать детей во власть улице и сомнительным
людям – задача №1 и школы, и общественности, и государства
|