Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Ситуация [129]
"ВТ" - Персона [34]
Политзаминка [83]
"ВТ" - спецрепортер [40]
Кризис [1]
Лицом к лицу [110]
Грани [20]
На земле и на небе [10]
"ВТ" - спецпроект [10]
Спорт - Ревю [18]


Форма входа


Поиск по каталогу







Вы вошли как Гость

Начало » Статьи » Статьи газеты » "ВТ" - Персона

Игорь Ковалев: «Государство не на словах, а на деле обратило внимание на образование»

Николай КАРПОВ, «ВТ»

В преддверии 1 сентября стало привычным рапортовать о подготовке к новому учебному году. В 90-е годы эти реляции были кризисными и безрадостными, в наши дни чиновники разного уровня излучают оптимизм и уверенность в переменах к лучшему. Но всегда о реальном положении дел в отрасли лучше узнать у практика. Сегодня перспективами и проблемами отрасли с «ВТ» делится директор старейшей в Крыму симферопольской Гимназии № 1 Игорь Ковалев.

- Игорь Васильевич, с каким настроением встречаете первое сентября? Все ли успели сделать из того, что планировали, с какими проблемами столкнулись при подготовке школы?

- Настроение – как, впрочем, и всегда – оптимистическое, ведь иначе нельзя работать педагогом. В этом году можно констатировать одну важную положительную тенденцию – государство не на словах, а на деле обратило внимание на образование. Не могу отвечать за всю автономию, но по Симферополю это очевидно: впервые за 16 лет независимости из бюджета были выделены деньги на ремонт помещений школ. Конечно, эти средства недостаточны, но раньше не было и их, и все расходы по ремонту ложились на плечи родителей. Ныне местная власть проявила компетентность и ответственность в этом вопросе. Главам районов давались конкретные поручения – где недоделана или разрыта дорога, где проблема со спортивными сооружениями и так далее.

Главной же проблемой, и я уверен, что общей для всех педагогов и автономии, и страны, стало законодательство Украины о тендерных закупках. Вот смотрите, что получается:   проходит тендер, а эта процедура не одной недели, и после этого еще есть целый месяц на обжалование его результатов. В разрезе календарных сроков это выглядит так: допустим, тендер на закупку стройматериалов провели в середине июня, следующий месяц теряется впустую из-за возможного обжалования, далее все согласования – и когда начнется реальное освоение денег? У нас в гимназии конкретный пример: на ремонт туалетов мы получили в этом году 30.000 гривен, больше месяца ушло на абсолютно пустую бумажную работу – и очень хорошо, что мы пусть и с усилиями, но успели сделать этот ремонт в срок. А если бы кто-то опротестовал результаты тендера?

Нельзя не отметить улучшения по снабжению школ учебниками – уже нет ситуации, когда книги приходили к нам «вовремя»: в ноябре, под конец первой четверти, в этом году мы получим их практически в срок. Также продвигаются крымская республиканская программа по созданию школьного телевидения и радио: средства выделены, проблема состоит в определении частот, «школьный автобус» также становится все ближе к сельским школам, в новом году будет выделено еще 5 машин. Главное – есть движение к намеченной цели, есть более-менее понятные перспективы.

- Как обстоит дело с материальным обеспечением педагогов? Изменилось ли что-либо к лучшему за последний год?

- Повышение зарплаты проходит в сроки – и это свидетельство выполнения Кабинетом министров Украины своих обязательств. Однако на эту проблему хотелось бы посмотреть несколько шире. Уже не первый год создается впечатление, что учитель у нас на словах – приоритет для всех правительств, а на деле… В Германии, как и в любой развитой стране,  не может быть такого, чтобы учитель или врач получал меньше квалифицированного рабочего. То есть слесарь завода «Мерседес» не сравнится в оплате труда даже с молодым учителем, только окончившим университет. А что у нас? Вот пример из жизни: на улице Симферополя можно увидеть объявление – «Требуется грузчик. Зарплата от 1.500 гривен». А теперь сравним с реалиями молодого педагога: придя со студенческой скамьи, он получит зарплату в районе 600 гривен «на руки». Ясно, что при такой зарплате молодой специалист не заинтересован прийти в школу. Есть, правда, и положительный момент в решении другой давней проблемы – обеспечении жильем. В Симферополе власти дали гарантии, что приложат максимум усилий для постепенного обеспечения  молодых учителей социальным жильем. До этого нас «кормили» прожектами: последний был от премьера Юлии Тимошенко – снести все «хрущевки» и построить комфортное жилье в одночасье. Абсолютно популистская позиция! Если это и «прорыв», то прорыв в никуда.

- В общественном сознании муссируется тема особого внимания к сельской школе. Мы же хотели бы узнать у Вас о специфических проблемах, присущих городской школе.

- Главная проблема – старые здания школ. От этого у нас постоянная «головная боль» с отоплением, канализацией, водоснабжением, застеклением окон. Перед Симферополем, как это ни странно, до сих пор стоит проблема компьютеризации, есть школы без компьютеров. И произошло это из-за перекосов в выполнении госпрограммы: приоритетом стали сельские школы, и они, насколько известно, практически обеспечены компьютерами. Но в сельской школе может обучаться 250-300 детей, и получается, что там обеспеченность – 1 компьютер на 15-20 детей, а у нас – 1 на 300! Кроме того, в некоторых сельских школах оборудование стоит нераспакованное: нет соответствующих молодых специалистов! А в городе компьютер дома – уже привычная вещь. Я предложил объединить школы Симферополя в локальную компьютерную сеть – по примеру западных стран: там пошли дальше, в нее может «зайти» любой ученик с домашнего компьютера, и, значит, процесс обучения может идти непрерывно: и когда он болен, и когда по состоянию здоровья не может посещать школу физически. Эти шаги – реальные шаги современного конкурентного образования.

- Игорь Васильевич, какие перспективы, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед отраслью? Что еще предстоит решить?

- Мы двигаемся по пути реформы образования, это связано с присоединением Украины к «Болонскому процессу». И здесь важно иметь четкий план действий для положительного результата. Вот, например, есть тенденция к переходу на 30-часовую учебную неделю. Я «за», но тогда давайте менять учебные программы: убирать из них лишнее, перегружающее ученика, расширять вариативную часть учебного плана. И главное – нам нельзя потерять одаренных, талантливых детей. В школе должны быть ставки педагогов-руководителей кружков, их должно быть не менее десяти. Потому что ребенок в школе сейчас только до 2-х часов дня, родители приходят с работы после 6 вечера, а многие и после 8-ми. И где все это время ребенок, если нет бабушек дома? На улице, предоставлен сам себе. Стоит ли удивляться, что стало обыденным появление записей с издевательствами детей друг над другом – это уже повсеместное явление. Мне приятно, что министр образования и науки Станислав Николаенко постоянно акцентирует на этом внимание, говорит о приоритетности этих проблем. Не отдать детей во власть улице и сомнительным людям – задача №1 и школы, и общественности, и государства
Категория: "ВТ" - Персона | Добавил: vt (2007-08-31) | Автор: Вестник Тавриды
Просмотров: 548 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0

Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: