Анна МАНДЕЛЬШТАМП,
«ВТ»
Директор ГПСУ фабрика
«Чайка», социалист Леонид ХОМА недавно отметил 25-летие бессменной работы на
этом предприятии. Поздравляем!
Для справки: Леонид
Алексеевич окончил Хмельницкий технологический институт по специальности
химик-технолог, в 1976 году приехал в Керчь на работу, в 1978 стал директором
керченской фабрики, в 1982 переведен в Ялту, то есть почти 29 лет работает в этой
структуре.
Как выяснилось в ходе нашей беседы, в прошлом году ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник
службы быта Украины», и тогда оказалось, что предприятий, аналогичных ялтинской
«Чайке», в Украине не наберется и десятка. С одной стороны, государственное, то есть имеющее определенные
гарантии и социальную защиту коллектива, а с другой – с действительно высоким
современным уровнем обслуживания. Однако и образцовые предприятия в наше время
в нашей стране ни от чего не застрахованы, и причин для этого масса...
- Я, наверное, по жизни великий оптимист, поэтому уверен,
что мы выживем. Может быть, это и правильно, что подавляющее большинство
предприятий, работающих сегодня в сфере обслуживания населения, частные. Ведь
это конкуренция, это рынок. Но я считаю,
что для сдерживания цен обязательно должны быть государственные учреждения.
Ведь сегодня если не будет нашей городской прачечной и химчистки, то те же «Уно
Моменто», немецкая химчистка и севастопольские фирмы так цены поднимут, что
ялтинцам будет не подступиться. Мы
выживаем за счет услуг прачечной, хотя цены на стирку не поднимали с июня
прошлого года (стоимость стирки белья за 1 кг – 3,5 грн. вместе с НДС). При этом конкуренция на этом рынке дичайшая.
- Имеете в виду новые
импортные пункты химчистки, имеющиеся во всех районах города?
- Интересно, что наше предприятие тоже можно назвать
импортным: у нас стоят немецкие стиральные машины, чешские – гладильные,
химчистка тоже вся немецкая. Но мы страдаем не от отсутствия рекламы и пиара,
как у этих новых фирм. А потому, что частные предприятия имеют возможность
работать с «откатами» (мы можем
продолжать молчать об этом явлении, но от этого оно не перестанет
существовать), а мы – коммунальное
предприятие и работаем в абсолютно других экономических условиях.
То есть об уровне сервиса и работы сегодня никто не
вспоминает, хотя у нас он не хуже. Сегодня «Чайка» выиграла тендер на
предоставление услуг «Нижней Ореанде», санаторию ВР Украины, и это учреждение
наш сервис устраивает. Также мы работаем с «Пограничником», «Мисхором», потому что для руководства этих учреждений
важны и сроки, и качество стирки, и
сохранность белья. А для приходящих на работу в санаторно-курортный комплекс
временщиков это неважно, их не интересует качество, они переключаются на
частные прачечные в Севастополе, которые
дают «откаты» заказчикам по десять процентов.
- Да, по «откатам»
вы, как учреждение в госсобственности, частнику не конкурент,
а что с качеством
услуг, почему ялтинцы иногда жалуются, что не хватает парку в бане?
- Это наша другая серьезная проблема. Тепло и горячую воду
мы получаем из котельной «Ялтакурорттеплоэнерго», тоже коммунального
предприятия, находящегося
сегодня в долгах по газу, воде, электроэнергии как в шелках.
Завтра их отключают –
и я не могу гарантировать, что мы также не встанем. Особенно
эта проблема чувствуется зимой, когда котельная начинает отапливать и
прилегающий район Ялты. Вот тогда тепло до нас вовсе не доходит. Приходит наш
клиент в баню, и ему неинтересно, где и у кого предприятие «Чайка» и его директор
Хома покупают тепло. И вот каждую субботу-воскресенье, когда максимальная
нагрузка в бане, начинаются без конца звонки: пара нет, температуры не
хватает...
Сейчас в этом вопросе наметились подвижки: года три я ходил
к мэру Ялты Сергею Брайко, и, надо отдать ему должное, он понял нашу мысль, что
надо поставить свои котельные для прачечной и бани. Первоначально хотел сам
решить эту проблему, но, когда нам дали техдокументацию, оказалось, что порядка
1 млн. грн. нужно вложить только в одну котельную. А их необходимо две – для
прачечной и бани. Я понял, что мы не потянем. Сейчас через сессию прошел наш вопрос
по строительству котельных. Он включен в принятый План развития Ялты на 2007-2010
годы. И когда они будут построены и переданы на баланс «Чайки», наше
предприятие будет нести полную ответственность за качество услуг.
- Раньше в баню была
очередь, как в мавзолей, а сейчас, по-моему, свободно: конкуренты дают знать или что-то другое?
- Да, в советское время и летом, и зимой в баню стояли
очереди. Сегодня, в капиталистическое, летом у нас идет отток клиентов: все
парильщики предпочитают ходить в баню
зимой. Да и нагрузки нет, как в советское время. Но мы держим цены, чтобы были
приемлемыми для большинства ялтинцев. Ведь состоятельные люди могут пойти и в
банные заведения «Приморский парк», где сеанс стоит 120 грн.
У нас стоимость одного места в общее отделение 10 грн. за
час с человека, всего сто мест в женском
отделении и столько же в мужском. Но
если человек пришел утром и сидит весь день, его никто выгонять у нас не будет.
Когда принимали на исполкоме финплан
нашего предприятия на этот год, задали мне вопрос: почему так мало
вкладываете в предприятие? А я им объясняю, что если у нас
не будет своей котельной, то все инвестиции будут просто закопаны.
Еще в разговоре Леонид Алексеевич поведал и о политической подоплеке
работы банно-прачечного комбината. Например, о том, как полгода его прессовала
«оранжевая» власть, экс-мэр Ялты, претендуя на приватизацию солидного куска –170 кв. метров коммунального имущества – под
офис «Нашей Украины».
- Как сегодня, с
приходом «бело-голубых» в Ялту – отстали от «Чайки» или как в знаменитом
фильме: белые пришли – грабят, красные пришли – тоже грабят?..
- И сегодня поступают предложения от коммерческих структур
подписать договор аренды. А когда спрашиваю: «Товарищи, вы что, будете
заниматься химчисткой, прачечной или баней?», то отводят глаза, отказываются. А
предприятие «Чайка» для них – это не прачечная, химчистка и баня. Это все
коммуникации, ТП, запасной водовод... Акты на землеотвод имеются – и проблем со
строительством никаких не будет. И это как раз понятно: весь центр города уже
выкуплен под застройку, а у нас рядом такой кусок – котельная, где вполне могут
вырасти три-четыре 30-этажных дома. И
очень дешевое будет строительство.
И то, что наше предприятие еще сохранилось – даже при моем оптимизме, – считаю: не
нашелся тот человек, который смог бы за него предложить сумму, от которой
«невозможно отказаться». Недавно в исполкоме слышу: «говорят, что твою
прачечную продали за 65 тысяч гривен?» Остаточная ее стоимость со всей «начинкой» – 3 млн. грн. Значит, какие-то
поползновения уже идут... Хотелось бы, чтобы «Чайка» существовала
и дальше. Ведь даже в Великую Отечественную войну баня
работала. Да что говорить, в недавнее советское время в структуру нашей фабрики
входило десять бань по всей периферии Большой Ялты: в Симеизе, Алупке, Кореизе,
Ливадии, Ялте, Массандре, Гурзуфе. А сейчас осталась только одна коммунальная
ялтинская баня.
- Все остальные стали
частными?
- Всех остальных уже нет. Мы их передали на баланс местных
Советов, как те и просили,
и их быстро перепрофилировали, где дома выросли, где
пансионаты...
В месяц проходит 12-15 тысяч, большинство идет в парилку, а
не в душ. Есть льготники, которым Управление соцзащиты города оказывает
адресную помощь. И это, я считаю, самый оптимальный вариант.
- Какие социальные
гарантии у работников «Чайки»?
- Социальная
защищенность работающих здесь намного выше, чем в частном секторе. Например, отдых
детей наших сотрудников финансирует предприятие. Было время, когда мы
оплачивали учебу в вузах 8 детей наших сотрудников, на сегодня – только двух.
Сейчас работает 120 человек, а в советское время было почти 500, средняя
зарплата около 700 гривен. Сегодня главная проблема «Чайки» – с кадрами, ведь
работают на фабрике, да и держится все в основном на пенсионерах, а молодежь к
нам не спешит. И если в советское время у нас был конкурс, чтобы попасть на
предприятие, то сейчас без конца даем объявления о приеме на работу. Хотя,
повторюсь, была бы котельная и я мог бы на сто процентов гарантировать нашим
клиентам качество – могли бы тогда и набирать штат.
- Леонид Алексеевич,
откуда у вас такая «лебединая верность» одному предприятию?
- Пробовал себя во многих сферах. В крупных фирмах,
занимающихся строительным, охранным, страховым бизнесом, но понял, что это
ремесло у меня получается лучше других, поэтому решил на нем остановиться и
работать до конца.
|