Алексей ЕРМОЛИН, «ВТ»
Наверное, каждому человеку было бы больно и обидно видеть, как плоды
его многолетнего труда превращаются ни во что. Как рушится еще вчера выглядевшая
незыблемой машина оборонного комплекса. Машина, «запчасти» от которой ржавеют ныне
на полях и весях бывшего СССР. Радиофизик Анатолий Журин был одним из тех, кто
на военном аэродроме в Кировском шлифовал на практике, конструкторские идеи, рождающиеся
в недрах одного из старейших военных институтов бывшего СССР. От точности
работы радаров, радиоприцелов, навигационных приборов во многом зависела судьба
пилотов известных во всем мире истребителей «Миг» и «Су». Приборы заняли свою
нишу и в космической отрасли. Анатолию Павловичу тяжело вспоминать о прошлом.
Славном прошлом, которое, увы, не вернешь…
Родился Анатолий Журин в 1946
году в Воронеже в семье военнослужащего. Увлечение радиоэлектроникой началось для
Анатолия со школьной скамьи. В уже далекие времена первых полетов в космос
мальчишкам казалось, что радиотехника вскоре перевернет мир и даже галактику. Первый
детекторный радиоприемник Анатолий собрал в пятом классе. Затем была служба в военно-морском флоте СССР в Николаеве и Мурманской
области, где располагалась база атомных подводных лодок, с которой ушел в свой
последний трагический поход атомоход «Курск». После армии Анатолий поступил на
физический факультет Воронежского университета. В 1975 приехал отдыхать с женой
в Крым, да так здесь и остался. Работал преподавателем школы. С 1982 по 1989 –
в Кировском райкоме компартии. Одно время курировал сферу промышленности.
Крымский филиал Московского научно-исследовательского
института радиостроения, или, выражаясь языком специалистов, техническую
доводочную базу расположили в особой в географическом и климатическом отношении
зоне. «Если по всему Крыму дожди, в Кировском – ясные дни. Плюс горы и море. Здесь
побывали космонавты, начиная от Юрия Гагарина: прыгали с парашютом, проводили подводные испытания. Сюда приезжали опытные
летчики-ассы со всего СССР», – вспоминает А.Журин.
Продукция корпорации «Фазотрон»,
которую Анатолий Павлович и его коллеги доводили, что называется, до ума, пользовалась
спросом во всем мире. Радары, и системы навигации устанавливались на боевых истребителях
«МИГ» и «СУ». Радар – штука «тонкая» в отношении электронной начинки, должен в реальном
бою обеспечить не только своевременное обнаружение нацеленных в самолет ракет
противника или движущихся навстречу
колонн. Радар должен обеспечить высокую точность наведения собственных ракет,
установленных на самолетах. Ведь недаром говорят, в современной воздушной войне
кнопок, побеждает тот, у кого быстрее компьютер и чей радар способен засечь даже
иголку в стоге сена.
В Кировском параметры работы
приборов, установленных на самолет, контролировали с земли со специальной
машины напичканной сложнейшим электронным оборудованием. Потом информацию сверяли
с параметрами, заложенными в прибор разработчиками. И если не дай Бог (а такие
случаи бывали редко) прибор на практике по каким-либо причинам, не соответствовал
теории, его отправляли обратно в Москву.
С рождением незалежной (и,
похоже, в первую очередь, лишь от собственной выгоды. – Авт.) Украины, сферу
оборонных разработок в Крыму фактически прикрыли. Финансирование из Москвы
прекратилось, а Киеву в пылу горячих разборок и игр в демократию, стало не до
военных достижений бывшего СССР. Военный аэродром в Кировском, а с ним и организации,
занимавшиеся работой на оборонку, стали медленно, но верно чахнуть. Анатолию
Журину пришлось написать немало писем в Министерство обороны Украины и иные инстанции, доказывая
необходимость сохранения имеющегося потенциала
и продолжения работ. Увы, чиновники остались глухи к его аргументам.
А жаль! Ведь приборы такого
класса как, например, радары «Фазотрона» стоят на мировом рынке вооружений ни
много, ни мало, а сотни тысяч долларов США пользуясь неслабым спросом. Еще бы! Ведь
СССР снабжал своими самолетами армии сотен стран. Вкупе с самолетами шли на
экспорт и радары. К слову сказать, рынок вооружений является одной из наиболее
весомых статей бюджетных доходов высокоразвитых стран, ежегодно принося сотни
миллиардов долларов.
…Автомашины, имевшиеся в
распоряжении крымского филиала «Фазотрона», использовали по мирному назначению.
Ведь как-то надо было выживать в условиях отсутствия финансовой поддержки. Вот
и возили то, за что можно было получить хоть какую-то копеечку. Сегодня на трех
гектарах земли, где некогда располагался научный комплекс – пустырь. И не
скажешь, что когда-то проходила через аэродром в Кировском ось авиационно-космического
зонтика, прикрывавшего от военной непогоды 1/6 часть суши.
Ныне Анатолий Журин возглавляет компьютерный
клуб в Кировском. Работает с районным центром занятости, помогая повышать
уровень компьютерной грамотности безработных. Обидно, что Украина столь
легкомысленно позволяет разбрасываться достижениями, наработанными годами. В бурном
21 веке технологии авиационно-космической отрасли уже определяют вес экономики той
или иной страны в мире. А что же останется нам? Неужели лишь осколки памяти под
звездным небосклоном?
P.S. 25 ноября Анатолию Журину исполняется 61 год. Журналистский
коллектив «ВТ» и Крымский Реском СПУ поздравляют именинника с праздником,
желают ему здоровья, счастья, успехов в работе. Пусть в небо ты давно не поднимался,
Крыло надежды манит взгляд за горизонт,
Каким ты был, таким ты и остался
Полет, мечта, работа – вечный фронт!
И где бы мыслью не бродил ты до сих пор,
В порывах ветра, солнечных закатах,
«МИГ» – чудится, ревет его мотор,
Военной мощи голос хрипловатый.
|